Боязнь публичных выступлений

Сердце стучит в груди, голова кружится, шум в ушах, язык прилип к нёбу, в горле пересохло, руки холодеют, коленки ослабли, в животе что-то ухнуло и упало…, а по спине и по бокам тоненькой струйкой течет пот.

— Что это?

— Публичная казнь?

— Нет! — это публичное выступление!

— Почему же ощущение, что тебя сейчас расстреляют?

Помните, в старом фильме «Приходите завтра» главный персонаж, Фрося Бурлакова, на первом прослушивании, пребывая в смущении, начинает исполнять песню из-за пианино, и только потом, увлечённая, выпрыгивает из-за него вприсядку? Учитывая то, что героиня сумела раскрыться — не самый запущенный случай боязни выступлений, но несомненно характерный, художественный, показывающий и страх, и его преодоление.


Фрагмент из кинофильма «Приходите завтра».


Все мы боимся неизвестности. Инстинкт этот заложен в нас очень давно, со времен, когда под неизвестностью понималась не реакции дипломной комиссии или совета директоров на нашу речь, а наличие/отсутствие голодного тигра в кустах у пещеры проживания.

Даже понимая, что перед нами аудитория вполне себе вменяемых людей, которые явно не собираются закидывать нас тухлыми помидорами, и уж тем более кровожадно поедать, мы ощущаем чудовищный, леденящий, животный страх. Мы боимся показаться смешными, скучными, что-нибудь забыть, быть не понятыми.


Как справляться со страхом выступления?

Какие причины вызывают появление непропорционально сильного страха, характерного для случаев смертельной опасности, в невинных ситуациях вроде публичных выступлений? Довольно часто все дело в неверных детских фиксациях. Определенная модель реакции на аффект из нашего прошлого закрепляется в мозге на уровне нейронных связей. Нейроны образуют устойчивые цепочки, и в следующий раз, чтобы не тратить энергию на выработку и принятие решения, мозг выбирает уже сформировавшуюся связь.

В практике психотерапии, психокоррекции существуют методики, помогающие нам разделить рациональный страх, направленный на самосохранение, и иррациональный, мешающий нам, например, при публичном выступлении.

Клиент вместе со специалистом прорабатывают поведенческие паттерны (установки) мешающие нам в ситуации, не являющейся для нас опасной, когда тревога является деструктивной эмоцией.


Иногда наши страхи со стороны выглядят так же необоснованно, рудиментарно и смешно, как страхи наших же домашних питомцев.


Задействуя нейропластичность мозга, прорабатывая и «перепроживая» опыт, основанный на привычных установках, клиент получает новые, приемлемые и комфортные реакции на ситуацию публичного выступления, избавляется от тревоги. Инструменты, которые при этом используются, могут быть в дальнейшем использованы клиентом самостоятельно.

Наверняка, при выступлении прекрасных ораторов вы наблюдали за тем, сколько свободы и энергетики они несут, взаимодействуя с аудиторией. Их речь захватывает и увлекает наше воображение. Это результат высвобожденного творческого потенциала, знаний, умений и навыков оратора, который в этом случае, сосредоточен не на себе и своих реакциях, а на передаче смыслов своего рассказа аудитории, на диалоге с людьми.

Для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться на этих двух аспектах (передача смысла и диалог), первое, что нам необходимо сделать — избавиться от чувства тревоги, блокирующего наше свободное восприятие себя, смыслов и аудитории.

В результате избавления от страха выступления, энергия зарезервированная организмом высвобождается, и мы получаем дополнительный ресурс, который можем направить в творческое русло.


«Сьюзан Кейн: Сила интровертов» — более 9 000 000 просмотров на Youtube и море эмоций в зале.


Автор статьи: Марина Бахвалова


Находите новые внутренние ресурсы, освобождайте полезную энергию и обретайте спокойствие на сессиях с Мариной Бахваловой!

Запись:

Удаленные сессии по Skype: https://mbakhvalova.ru/#contacts

Личный прием в Петербурге: https://mbakhvalova.ru/library/cabinet.html