Как правильно наказывать?
Друзья, рискуя быть закиданной банановой кожурой или чем похуже, отвечу: никак.
Нет правильного способа наказания, потому что факт наказания означает, что тот, кого наказывают, виновен. Мы все испытали это в детстве, и знаем как это было больно, иногда душевно, а иногда и физически. Нам навязывали чувство вины, стыда и страха, разумеется, из высших гуманистических целей. Иногда я слышу фразы: «Меня же били ремнем, и ничего, я вырос нормальным человеком!». Признаюсь, для меня эта фраза очень противоречива, и предположу, что такой человек вырос нормальным вопреки наказаниям, а не потому что они были.
Что несёт в себе фраза: «как тебе не стыдно?!»
По сути, это лишь потребность в превосходстве и самоутверждение: «я лучше тебя и поэтому имею право возмущаться твоим поведением». Каков сиюминутный смысл наказания? Задеть чувства, напугать, сделать больно, заставить подчиняться. Как думаете, как это влияет на того, кого наказывают?
У маленького ребёнка отсутствует такая защита как критика родителя (в значении «способность критиковать», потому что до определённого возраста родитель априори прав в глазах ребёнка), так что ребёнок примет вину, и постепенно научится обвинять и стыдить себя и других.
У нашей психики есть такой механизм, его исследовал ещё Лев Семёнович Выготский: мы относимся к другим так же как к себе. Чем сильнее мы критикуем и осуждаем окружающих, тем сильнее мы не принимаем себя. И это механизм непринятия запускается в детстве. Ребёнок представляет собой супер-открытую систему для внешнего мира. Когда мы стыдим, кричим, угрожаем, обвиняем и в итоге наказываем, мы проецируем в наших детей нашу собственную психопатологию. Грубо говоря, дети являются контейнером для наших невротических проекций и конфликтов. И со временем, интериоризируя* психику родителей, ребёнок делает её содержанием своей психики. Чем терпимее человек к другим, тем меньше боли у него внутри. Так что, если это возможно, давайте попытаемся остановить зло на себе.
Интериоризация* — термин Л.С. Выготского. В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.