Что такое ДМО?

ДМО — дифференциальная модификация опыта. Что это значит?

Согласно теории Эрика Эриксона, выдающегося психолога и психоаналитика XX столетия, мы с самого рождения проходим череду кризисов, делая на каждом этапе осознанный или не осознанный выбор того или иного пути, и этот выбор имеет благополучное и неблагополучное решение, что влечет за собой закрепление нашего отношения к миру.

Эрик Эриксон с женой Джоэн Моват Серсон
Эрик Эриксон с женой Джоэн Моват Серсон в 50-х и 90-х годах XX века.

Опыт детства


У всех нас, даже у 3-х летних малышей есть опыт взаимодействия с окружающим миром. Как только ребенок вступает в жизнь, он начинает развиваться не только в физическом и умственном, но и в психосоциальном плане.

Первый этап, который мы проходим, когда нам еще годик — этап базового доверия окружающему миру, которое основано на восприятии (тепло-холодно, мокро-сухо, темно-светло и т.д.). Это значит, что когда мы голодны, нам холодно или некомфортно, мама или тот, кто находится для нас в её роли, приходит на помощь, и нам становится спокойно и уютно. Если помощь приходит быстро – мы начинаем доверять миру и считаем его безопасным, если нет – мы принимаем мир как враждебный или непредсказуемый.

Следующая ступень (1-3 года) – это «автономия или стыд и сомнение», он характеризуется нашими изысканиями в вопросе – что мы можем сделать самостоятельно (я сам!) получается ли что-то делать самому и не наказывают ли нас за это? И бывает так, что нас ругают за наши попытки быть самостоятельными, и даже наказывают, не объясняя за что.

Наказанный Малыш из "Малыша и Карлсона"
Наказанный Малыш из "Малыша и Карлсона", Союзмультфильм, 1968 год.

Помню, себя в 3-4 года, я в новых белых гольфах с помпонами как у взрослых детей, лето, парк, я бегу к изумрудной лужайке, и хочу нарвать там папе цветов, я буквально лечу и слышу, как отец кричит: «Марина стой!», прыгаю в самый центр лужайки и оказываюсь по щиколотку в грязной коричневой воде – эта изумрудная трава росла на маленькой луже, или болотце… Представляете моё разочарование? Такое чувство, что тебя обманули все! И цветы и трава и бабочки! И тут подбегает отец, дёргает за руку и начинает ругать: «Посмотри, что ты наделала!» мой плач переходит в рыдания и только одна мысль в голове: «Разве он не видит как мне плохо, мне жалко мои красивые новые гольфы, почему меня не жалеют?!».
Если малыш испачкал одежду, пока исследовал мир и бежит к маме, чтобы поделиться своим открытием, он точно не ожидает нагоняя за пятна и грязь, в его системе ценностей вообще нет этой истории. Если мы наказываем маленького ребенка за проявление инициативы, желание двигаться, бегать, прыгать, лазать и падать, мы должны помнить – мы толкаем его на путь стыда и сомнения.

Закрепление реакции на уровне нейронных связей


Этот опыт первых лет жизни и взаимодействия с окружающими и миром закрепляется в нас как и наша реакция на те или иные события, и он, не всегда положителен. Наша психика реагирует на ограничение свободы, на наказание, на давление, на проявление агрессии по отношению к нам - определенным образом. Например, если мы считаем несправедливым ограничение или испуганы реакцией родителей, у нас либо сжимаются кулаки, мы втягиваем голову в плечи, начинаем плакать, либо мы каменеем от страха и так раз за разом.

Определенная модель реакции на аффект закрепляется в нас на уровне нейронных связей.

Ключевые исследователи нейронных сетей Уоррен Мак-Каллок, Луис Сутро и Роберто Морено за работой в кабинете Мак-Каллока в Массачусетском технологическом институте. На доске: формальный нейрон с обратной связью.
Ключевые исследователи нейронных сетей Уоррен Мак-Каллок, Луис Сутро и Роберто Морено за работой в кабинете Мак-Каллока в Массачусетском технологическом институте. На доске: формальный нейрон с обратной связью.

Нейроны образуют устойчивые цепочки, и в следующий раз, чтобы не тратить энергию на выработку и принятие решения, наш мозг выберет уже сформировавшуюся связь. Именно поэтому в конфликтах и стрессовых ситуациях, мы действуем, как правило, по одному сценарию: молчим, стиснув зубы и игнорируем оппонента, или рыдаем, чувствуя себя жертвой, или  кричим, сжав кулаки. Кто-то из нас, впадает в истерику и на повышенных тонах обвиняет ребенка или партнера во всех грехах, собрав в кучу весь негатив, который у него скопился за последнее время, а кто-то уходит, хлопнув дверью.

В последнее время, все больше и больше родителей приходят к психологам с проблемами неконтролируемой агрессии по отношению к ребенку, они не хотят кричать, но не могут по другому. Когда человек уже продвинут в области воспитания детей и знает, что положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного, он, понимает, что угрозами, криками и тем более физической расправой невозможно что-то объяснить или исправить, а можно только запугать и сломать…. И даже понимая это, родитель может оказаться в ситуации, когда опомнившись, он уже видит себя кричащим что-то из серии «Ах ты неблагодарный ребенок, как можно быть таким безмозглым!» или «Ты меня уже достал, когда ты будешь складывать на место игрушки!» или «Вот Маша Иванова хорошая девочка, на пятерки учится, в кого же ты у меня такая бестолочь!».

Если не работать над изменением этой бессознательной реакции, в будущем, можно потерять контакт со своими детьми, которые, став взрослыми могут максимально отдалиться.

А потом в бизнесе, выступлении, деле...


Эта детская история неизбежно сказывается на дальнейшей жизни, бывает и в бизнесе: сотрудница компании считает неприемлемым поведение директора тирана, который может довести её и коллег до слёз, но терпит, молча, боясь «наказания» и продолжает работать в компании, потому, что не хочет потерять рабочее место и стабильную зарплату, а у этого директора, возможно, в глубоком детстве, нарушено базовое доверие к миру и его реакция на негативные события чрезмерно агрессивна.

Такая история может привести к проблемам сердечно-сосудистой системы, не даром инфаркт, который считают болезнью менеджера так помолодел в наше время. Бывает, что человеку необходимо выступать перед аудиторией, а он не может побороть страх публичного выступления, бывает, что человек мечтает сменить работу, профессию, но не отваживается на такой шаг. А иногда, у нас просто нет сил встать с дивана и сделать что-то очень важное и нужное для себя, то, о чем мы мечтаем и вот мы лежим, обвиняя себя в прокрастинации, осуждая себя, не любя себя… и чувствуем себя очень и очень плохо.

Олег Янковский в образе цветочника Мюллера — депрессивного альтер эго Барона Мюнхгаузена, 1979 год, Мосфильм
Олег Янковский в образе цветочника Мюллера — депрессивного альтер эго Барона Мюнхгаузена, 1979 год, Мосфильм.

Например, ты хочешь быть финансово свободным, обеспеченным человеком, ты хочешь разбогатеть, или хочешь карьерного роста, продвижения в компании или считаешь, что заслуживаешь повышения зарплаты, или ты давно мечтаешь о новой машине или…Или совсем другая история: ты растерян, не знаешь, как наладить отношения с отдаляющимся от тебя ребенком, вступившим в подростковый этап своей жизни, или хочешь объясниться со своими родителями, дать понять им - ты уже взрослый человек и тебе не нравится, когда контролируют твою жизнь и требуют чтобы ты поступал так, как они считают нужным (разумеется, они уверены, что поступают так из любви к тебе). Иногда, тебе хочется поговорить по душам с близким, любимым человеком, отношения с которым,  последнее время, разрушаются на твоих глазах, а ты не знаешь, что делать.

Как ДМО работает с негативным опытом


Примеров можно привести много, суть – одна. Тебе не хватает чего-то, чтобы сделать свою жизнь лучше. Это связано с тем, что в нашей памяти, памяти наших нейронов, есть устойчивая цепочка реакций, наш негативный опыт, который не дает двигаться вперед, к нашим желаниям и нашим мечтам, сковывает нас, делает нас несвободными.

ДМО позволяет «пере-прожить» наш негативный опыт, исследуя как в той или иной ситуации могли бы по-другому поступить мы и другие участники нашего опыта, таким образом, наш мозг получает возможность сознательно выбрать реакцию на то или иное событие а не «катиться по рельсам» раз и навсегда проложенным в негативной ситуации из нашего прошлого, способность нейронов создавать новые цепочки называется нейропластичностью мозга.

Получая свободу выбора, мы получаем свободу ДЕЙСТВИЯ. Вот почему мне очень нравится эта методика, проработав с ней, человек получает в руки инструмент для самопомощи и в будущих сложных ситуациях.

Легендарный кадр из кинофильма "Тот самый Мюнхгаузен", 1979 год, Мосфильм.
Легендарный кадр из кинофильма "Тот самый Мюнхгаузен", 1979 год, Мосфильм.


Автор текста: Марина Бахвалова